В последние годы российское образование претерпело значительные изменения. За 1990-2000гг. число высших учебных заведений увеличилось почти в два раза, что сопровождалось двукратным ростом приема студентов на очное и заочное отделения. Этому во многом способствовала возможность предоставления образовательных услуг на платной основе. У государственных вузов в условиях ограниченного бюджетного финансирования появилась возможность привлечь дополнительные средства. В 2000. размеры платного приема составили свыше 40% от общего числа принятых. Кроме того, создано 358 негосударственных вузов, где обучается 11% от общего контингента студентов. Иначе говоря, население готово оплачивать образование, несмотря на сложные социально-экономические условия и значительный разброс цен (от 7000 до 500 долларов за год обучения). Рыночная конъюнктура стала оказывать заметное влияние на поведение вузов. Однако ряд вузов, не учитывая реальные потребности рынка труда, продолжает расширять прием на такие специальности, как экономика, право, менеджмент, бухгалтерский учет и т.д., тем самым, утрачивая и/или в недостаточной мере реализуя собственную специализацию. Практика показывает: рынок в сфере образовательных услуг и связанная с ним конкуренция не только расширяют возможности, но и ставят новые проблемы, изучение которых весьма актуально. Данная статья основывается на результатах исследования автора «Вуз на рынке образовательных услуг в условиях конкуренции». Базу данных составили статистические документы, официальные справки Министерства образования РФ, а также материалы об опыте ряда крупных российских вузов (МГУ, РГГУ, МВТУ, Томский госуниверситет и др.), интервью экспертов-специалистов по проблемам высшей школы, опросы группы студентов и аспирантов Московского госуниверситета коммерции (МГУК) с сетью филиалов по России — свыше 20. Использовались вторичные данные, опубликованные в журнале «Социологические исследования» и других профильных изданиях.
Российские вузы в условиях конкуренции.
Вопрос о конкуренции — один из наиболее актуальных. Во многом университетах разрабатываются практические рекомендации по деятельности в условиях конкуренции, касающиеся маркетинговых исследований в вузе, ценообразования, целевой подготовки специалистов и др. Вероятно, именно вузы экономического профиля во все возрастающей мере будут испытывать при наборе студентов острую конкуренцию, ибо увеличилось число государственных высших учебных заведений, готовящих специалистов по этому профилю (таким специальностям обучают даже в некоторых технических вузах). Большинство негосударственных вузов тоже развернули подготовку специалистов по праву, экономике, управлению, внешнеэкономическим связям.
Как отмечают многие эксперты, реализация экспериментов по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) будет способствовать обострению конкуренции. Согласно нормативным документам, сдавшие ЕГЭ могут представлять документы одновременно в несколько вузов. Опыт первого этапа проведения эксперимента свидетельствует: абитуриенты подавали от двух до шести заявлений. Видимо, цифры возрастут. В подобной ситуации вузам недостаточно использовать традиционные средства продвижения образовательных услуг (реклама в средствах массовой информации, справочники для поступающих, участие в выставках, проведение дней открытых дверей). Необходимо обеспечить более детальное знакомство поступающих с вузом, его инфраструктурой, условиями обучения, акцентируя внимание на конкурентных преимуществах данного учебного заведения, четко определить свой сегмент рынка, вести постоянный мониторинг конкурентов.
На развитие конкурентного начала в деятельности высших учебных заведений направлен и эксперимент по переходу на финансирование вузов с использованием государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). В связи с тем, что свидетельство о результатах ЕГЭ с соответствующей записью, удостоверяющей категорию финансового обязательства, является основанием для предоставления вузу бюджетных средств, высшие учебные заведения будут бороться за каждого поступающего. Повысится их заинтересованность в привлечении абитуриентов с более высокими оценками. Подобная тенденция уже прослеживается среди средних общеобразовательных школ, которые в качестве рекламы используют средний балл, полученный их выпускниками при сдаче ЕГЭ. В конкурентную борьбу, несомненно, вступят негосударственные вузы. С их стороны Министерству образования РФ предложены рекомендации по реализации планов модернизации в части использования ими ГИФО. В связи с тем, что будет учитываться только наличие государственной аккредитации вузов, а не их организационно-правовая форма, негосударственные вузы смогут принимать и абитуриентов по ГИФО. Правда, они должны будут придерживаться тех же правил, что и государственные вузы, а это означает, что половину абитуриентов с ГИФО необходимо обучать бесплатно.
Значительное влияние на ужесточение конкуренции окажет тот факт, что окончание эксперимента совпадет с демографическим кризисом. Примерно к 2008г. количество выпускников средних школ выровняется с цифрами нынешнего приема на первые курсы всех — государственных и негосударственных — вузов России. Некоторые из них в этой связи предусматривают использовать ресурс обучения иностранных студентов, прежде всего из СНГ. Есть опыт включения в единые структуры университета гимназии, колледжа и т.п., когда до 70% их выпускников поступают на первый курс «материнского» вуза. Одно из направлений решения данной проблемы Министерство образования РФ видит в оптимизации сети вузов путем их объединения в университетские комплексы.
Новое в мотивации абитуриентов и студентов. Неоднозначные процессы происходят в мотивации студентов. До сих пор у многих из них сохраняется уверенность в том, что диплом университета обеспечивает его обладателям почти автоматически достаточно благоприятную позицию на рынке труда. По данным исследований, для 47% респондентов очень важен просто факт получения диплома о высшем образовании. Студенты с подобной установкой характеризуются низкой мотивацией и заинтересованностью в процессе обучения. В 2002г. мы провели опрос 160 студентов МГУК, в том числе 100 первокурсников и 60 выпускников по 13 специальностям (выборка случайная) относительно мотивов получения высшего образования. Оказалось, что основной мотив у 52% первокурсников — получить профессию, позволяющую иметь хорошо оплачиваемую работу. Заметим, что рост числа абитуриентов, ориентирующихся на вузы, окончание которых, как им видится, может способствовать получению высокой заработной платы, используют многие негосударственные вузы в рекламных кампаниях. До половины студентов (48%) хотели бы работать по специальности после окончания вуза, однако для подавляющего большинства выпускников (79%) работа по специальности не является решающим фактором при выборе места занятости. Подобная ситуация может быть связана как с затруднительным социально-экономическим положением выпускников, так и с несоответствием потребностям студентов уровня и качества курса обучения.
Сегодня студенты выдвигают новые требования к преподаваемым дисциплинам. Наблюдается резкий рост рейтинга таких предметов, как компьютерная грамотность и иностранный, особенно английский, язык. На вопрос, какими навыками должен обладать современный специалист, ответы распределились следующим образом: умение работать с компьютером — 91%, владение иностранным языком — 84%, умение выражать мысли в устной и письменной форме — 56%, умение работать в команде — 24%, коммуникабельность — 22%. Можно сказать, что под давлением рынка набор навыков и качеств специалиста будет изменяться и дальше.
Организационно-структурные новации. Взаимодействие с рыночной средой, как правило, требует изменений в организационной структуре вуза для того, чтобы обеспечить быстрое и гибкое реагирование на изменения рынка, извлекая максимум возможного из потенциальных конкурентных преимуществ. Судя по изученному нами опыту ряда вузов, речь идет как о создании новых подразделений, отвечающих реалиям рынка образовательных услуг (например, отдел содействия трудоустройству студентов и выпускников, ассоциация выпускников и ее Совет, отдел по связям с общественностью — госструктуры, корпоративные ассоциации, институты гражданского общества, научные круги и др.), отдел маркетинга и рекламы, попечительский совет и др., — так и о наполнении новым содержанием работы имеющихся подразделений.
Исследование показало актуальность изменений структур, занимающихся вопросами трудоустройства. В связи с отменой государственной системы распределения молодых специалистов во многих вузах появилось специальное подразделение, ответственное за профессиональную ориентацию, адаптацию и трудоустройство студентов и выпускников. В МГУ, например, подобный центр работает с 1992г., в РГГУ — с 2001г. В некоторых университетах в договорах об обучении на коммерческой основе содержится пункт об ответственности за трудоустройство по окончанию обучения. Частично вопросы трудоустройства решаются через ассоциации выпускников, которые также могут служить источником привлечения внебюджетных средств (спонсорство) и расширения профессиональных связей высшего учебного заведения. По мнению экспертов, в России по мере усиления конкуренции на рынке образовательных услуг вопрос о трудоустройстве студентов-выпускников будет становиться приоритетным для выбора школьниками образовательного учреждения.
Многие высшие учебные заведения сегодня стремятся расширить систему дополнительного образования для студентов. Так они реагируют на рост числа студентов, желающих изучать, прежде всего, информационные технологии, иностранные языки, а также формировать навыки культуры устной и письменной речи, ораторского искусства, ведения деловых переговоров и т.п. Опыт платы за дополнительные образовательные услуги различен; в некоторых университетах практикуются льготы для определенных категорий студентов. Расширение спектра образовательных услуг, на наш взгляд, носит положительный характер: с одной стороны, повышает конкурентоспособность выпускника соответствующего вуза, с другой — является источником дохода для учебного заведения.
Политика ценообразования. Освоение вузами рыночных механизмов предполагает разработку стратегии в области ценообразования на предоставляемые образовательные услуги. Отметим, что ценовая политика пока далека от реалий платежеспособного спроса населения и, как правило, не отличается гибкостью, не учитывает быстрых перемен. Цена и качество часто не корреспондируются. Однако первые позитивные примеры уже имеются. Так, на факультете профессиональной переподготовки и повышения квалификации МГТУ им. Н.Э. Баумана применяется система скидок (праздничных, по семестрам) и надбавок (за персональность обучения, при рассрочке платежа и др.). Некоторые вузы, предоставляя услуги, ориентируются на социально более обеспеченную группу населения (МАТИ, МЭСИ, Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права). При этом они стремятся поднять уровень услуг — повысить долю преподавателей высшей квалификации, снизить число студентов на одного преподавателя до 3, увеличить объем времени на изучение иностранных языков. Кроме того, проводятся меры по улучшению инфраструктуры вуза, качества питания я проживания в общежитии. Студентам предоставляются стажировки за рубежом.
Показателем, подтверждающим осознание вузами важности ценовой политики, является создание специализированных отделов. Например, отделы маркетинга действуют в МГТУ им. Н.Э. Баумана, МЭСИ, РГГУ и других вузах. Одна из их функций — исследование потребительских предпочтений и установление цен с учетом позиций конкурентов. Подобные о отделы прежде всего ориентированы на абитуриентов, желающих обучаться на договорной основе.
Информационные технологии: новые возможности и их использование. Переход к рыночным условиям функционирования совпал с новациями технического порядка, что, с одной стороны, предоставляет колоссальные возможности сфере высшего образования, с другой — выдвигает определенные требования к материально-техническому оснащению вузов, методике преподавания и квалификации профессорско-преподавательского состава. По мнению некоторых экспертов, использование информационных технологий (ИТ) повышает интерактивность и эффективность учебных курсов, обеспечивает более широкий доступ к образованию и в конечном счете снижает затраты на обучение. Часть российских центров и институтов дистанционного образования (ИДО) уже осуществляют обучение с выдачей диплома об образовании соответствующего уровня (например, ИДО МЭСИ и ИДО Томского государственного университета). Некоторые институты выдают сертификат только по отдельному курсу. В 1997-1998гг. в 588 центрах дистанционного образования обучались 206 тыс. студентов и слушателей. Стоимость обучения в ИДО по сравнению с дневной формой значительно ниже — от 350 до 550 долл. в год.
Вместе с тем существует ряд трудностей, связанных с использованием информационных технологий: высокая стоимость оборудования, не соответствующая требованиям инфраструктура телекоммуникаций и т.д. Недостаточно проработаны способы оценки качества дистанционного образования. Так что простое введение ИТ само по себе не гарантирует значительного улучшения обучения. Чтобы данные технологии приносили пользу, необходим специальный учебный план, рассчитанный на их «работу», новые методики преподавания и изучения дисциплин, постоянное обновление технической базы в соответствии с появлением новых продуктов на компьютерном рынке, что требует значительного финансирования.
Существенным фактором, препятствующим внедрению ИТ, может стать низкая подготовленность к ним преподавателей, из которых в настоящее время лишь 25% имеют начальный (ознакомительный) уровень подготовки в области информатики. Другим фактором является низкое соотношение персональных компьютеров и узлов Интернета по сравнению с развитыми странами, где в 1997г. на тысячу человек приходилось 274 компьютеров и 3411 узлов Интернета (на 100 тыс. чел.), а в России — 32 и 103 соответственно.
Следует заметить, что во всем мире последнее десятилетие характеризуется ростом международной торговли образовательными услугами. По оценке Всемирной торговой организации, мировой рынок образования в 1995г. составил 27 млрд. долл. США. Россия занимает пятое место по экспорту образовательных услуг после Великобритании и Германии.
Профессорско-преподавательский состав и администрация вузов: их сознание и поведение.
Рыночные отношения, иная мотивация студентов, информатизация образования требуют изменений не только в сознании и поведении преподавателей и администрации вузов, но и в их взаимоотношениях со студенчеством. По оценке экспертов, в последние годы кадровая политика вузов находится в критическом состоянии. Сложности с набором молодых работников резко повысили средний возраст преподавательского состава, который составляет 45,5 года. В целом в структуре преподавателей вузов преобладают лица от 41 до 60 лет и старше (69,6%). Процент молодежи до 30 лет очень небольшой — 9,9%. Основная причина кроется в падении престижа вузовской работы и низкой оплате труда. Исследования во МГУК показали, что 87% выпускников ориентируются на заработную плату свыше 250 долл. в месяц, 9% не хотели бы работать в вузе именно из-за уровня зарплаты. При дефиците молодых преподавателей становится необходимой разработка системы вовлечения будущих специалистов в научную среду, начиная с первого курса. В ряде вузов данным вопросом занимается проректор по социальной работе и работе со студентами (например, в Саратовском государственном социально-экономическом университете). На этом пути, видимо, удастся снять часть трудностей в укомплектовании вузами своих кафедр выпускниками. Во всяком случае, опрос студентов МГУК подтвердил данные общероссийских социологических опросов: примерно 2-3% студентов ориентированы на обучение в аспирантуре, а 7% связывают свое трудоустройство с вузом, если будет возможность работать по специальности.
Актуален вопрос изменений во взаимодействиях «преподаватель — студент», «руководство вуза — контингент обучающихся». При укоренявшемся десятилетиями государственном заказе на подготовку специалистов, определении сверху содержания курсов и т.п. формировался тип обучения с авторитарной позицией преподавателей, деканатов и т.п. по отношению к студентам. Этот тип взаимоотношений устарел. Сегодня практикуется (в частности, в некоторых российских негосударственных вузах) иной тип внутриуниверситетских отношений — коллегиальность, основанная на идее совместной работы по освоению конкретной специальности. В этом плане интересен опыт британских университетов. В них, как правило, при реализации той или иной образовательной программы создается специальный комитет, в который входят как преподаватели, так и студенты. Любой преподаваемый модуль или курс имеют связанный с ними формальный механизм для выяснения мнений студентов по поводу преподавания. Обычно такая обратная связь устанавливается через опросы; иногда используются «фокус-группы». На каждом этапе изучения мнений активно привлекаются студенты и поощряется участие студенческого союза. По данным нашего исследования, к такому типу взаимоотношений сегодня готовы примерно 40% студентов (две группы из шести). Они ориентированы а) на получение конкретной специальности, б) на освоение данной области научного знания. Вокруг установок этих групп можно строить не только стратегию формирования будущих специалистов, но и проводить некоторую агитацию для привлечения студентов в аспирантуру. Их вовлечение в сотворчество по специальности позволит изменить обстановку в студенческой аудитории, преодолеть влияние той группы студентов, которая ориентирована на получение прежде всего удовольствий, связанных со статусом студентов, либеральным распорядком дня и т.п. При переходе к такой парадигме не исключается проблема преодоления психологической инерции части профессорско-преподавательского состава. Что касается администрации вузов, то в ее среде пока еще не наблюдается целенаправленного применения рыночных механизмов, стратегий конкурентного поведения. В частности, недостаточно используются возможности социологии в исследовании управленческих проблем.
Смена парадигм образования косвенно связана с проблемой непрерывного образования. Как известно, основная часть специальных знаний обновляется каждые 7-9 лет. Если согласиться с пониманием «современного специалиста», присущим части студентов (по одному из опросов в МГУК, подготовка такого «специалиста» сводится к овладению английским языком и компьютером), то учиться действительно придется без перерыва. Фундаментальность же образования позволит ограничиваться относительно краткосрочными формами дополнительного образования. Необходимостью становится и обучение будущих специалистов методике обновления собственного багажа знаний и умений.
В заключение следует отметить, что, хотя уже имеется определенная нормативная база, в которой акцентируется внимание на вопросах конкуренции в сфере образования, оно пока еще ищет место в рыночной экономике. В связи с этим усиливается необходимость в продолжении исследований, направленных на обобщение опыта проводимых сегодня разного рода образовательных экспериментов, внедрения инновационных проектов и т.д., в дальнейшем глубоком социологическом анализе их последствий.